Родной русский язык 10-11 классы (ФГОС СОО)_подпись

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденной Приказом № 82/о от 05.08.2020 года
Подписано цифровой подписью: Киселева
Марина Николаевна
DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=Server CA, E=uc_fk@roskazna.ru,
S=77 г. Москва, ИНН=007710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="улица Ильинка, дом 7", L=Москва, C=RU,
O=Федеральное казначейство, CN=УЦ Федерального
казначейства
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 24 Октябрь 2021 г. 10:34:17

Рабочая программа
учебного предмета
«Родной (русский) язык» (базовый уровень)
(в соответствии с ФГОС СОО)

Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Родной
язык (русский)» (базовый уровень) на уровне среднего общего образования
учебным планом школы предусмотрено 70 часов. Из них 35 часов в 10
классе, 35 часов в 11 классе.
Планируемые результаты освоения «Родного языка (русского)» (10-11
класс)
Выпускник научится:
–

использовать языковые средства адекватно цели общения и

речевой ситуации;
–

использовать знания о формах русского языка (литературный

язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго) при создании текстов;
–

создавать устные и письменные высказывания, монологические и

диалогические

тексты

принадлежности

определенной

(описание,

функционально-смысловой

повествование,

рассуждение)

и

определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции,
отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
–

выстраивать композицию текста, используя знания о его

структурных элементах;
–

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от

типа тек- ста и выбранного профиля обучения;
–

правильно использовать лексические и грамматические средства

связи предложений при построении текста;
–

сознательно

использовать

изобразительно-выразительные

средства языка при создании текста;
–

использовать при работе с текстом разные виды чтения

(поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное)
и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему
и основную мысль;
–

извлекать необходимую информацию из различных источников и

пере- водить ее в текстовый формат;
–

преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

–

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для

публичного выступления;
–

соблюдать культуру публичной речи;

–

соблюдать

в

речевой

практике

основные

орфоэпические,

лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
–

оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия

языковым нормам;
–

использовать основные нормативные словари и справочники для

оценки

устных

и

письменных

высказываний

с

точки

зрения

соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
–

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и

видеть взаимосвязь между ними;
–

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые

сред- ства, использованные в тексте, с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
–

комментировать авторские высказывания на различные темы (в

том числе о богатстве и выразительности русского языка);
–

отличать

язык

художественной

литературы

от

других

разновидностей современного русского языка;
–

использовать синонимические ресурсы русского языка для более

точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

–

иметь представление об историческом развитии русского языка

и ис- тории русского языкознания;
–

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в

соответ- ствии с правилами ведения диалогической речи;
–

дифференцировать главную и второстепенную информацию,

известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
–

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой

инфор- мации, отбирать и анализировать полученную информацию;
–

сохранять стилевое единство при создании текста заданного

функцио- нального стиля;
–

создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

–

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

–

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и

письмен- ной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных
проблем;
–

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а

также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
–

осуществлять речевой самоконтроль;

–

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки

на основе знаний о нормах русского литературного языка;
–

использовать основные нормативные словари и
справочники

для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых
средств;
–

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при

анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», (10 класс)
Язык и культура.
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история
народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в
международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка,
его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней
языка. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных
процессах в
современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в
языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные
акцентологические ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лекси- ческой сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы
в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Нормы употребления причастных

и

деепричастных

оборотов‚

предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных
предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Отражение вариантов грамматической нормы в

современных

грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет
Интернет-переписки.
дискуссии.

Этические

нормы,

правила

этикета

Интернет-

11 класс
Язык и культура
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной
литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с
текстами

русских

писателей

(А.

Пушкин

«Скупой

рыцарь»).

Н.

Помяловский о разнообразии языка.
Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы
современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Написания,

подчиняющиеся

морфологическому,

фонетическому,

традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская
фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А.
Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка.
Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта
«Русский язык как основа творчества».
Основные

грамматические

нормы

современного

русского

литературного языка.
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы
слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода
аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний,
простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные
члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи.
Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи.
Речевой этикет.

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом
общении.

Этапы

делового

общения.

Протокол

делового

общения.

Телефонный этикет в деловом общении.
Речь. Речевая деятельность. Текст (Язык и речь. Виды речевой
деятельности.
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь,
презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная
дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи.
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и
типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста.
Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного
плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.

Тематическое планирование10 класс
№ п/п

Тема

Кол-во
часов
1

1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

2

Система русского языка, его единицы и уровни.
Русский язык как развивающееся явление
Основные тенденции активных процессов в современном русском
языке. «Неологический бум»
русского языка в 21 веке, его причины

1

Изменение значений и переосмысление имею- щихся в русском
языке слов, их стилистическая переоценка

1

РР Творческая работа «Неологизмы в жизни современного
общества»
Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие современного
русского языка»
Анализ контрольной работы
Основные орфоэпические нормы современного
русского языка. Типичные акцентологические ошибки в
современной речи.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Речевая избыточность
и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.

2

11

Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости

1

12

Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм.

1

15

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Интернет-дискуссии, Интернет- полемики.

1

16

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

3

4

5-6
7
8
9

10

13
14

9

1

1
1
1

1

1
1

1718
19

20
22
2324
25

26

РР Сочинение-рассуждение «Что такое культура
речи?»
Контрольная работа в форме теста по теме «Современные
орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского
языка»
Анализ контрольной работы
Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого
общения.
Оратория: мастерство публичного выступления.
Принципы подготовки к публичной речи.
Техника импровизированной речи. Средства речевой
выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия

2

Категория монолога и диалога как формы речевого общения

1

27- Риторика делового общения. Спор, дискуссия,
28
полемика
29-30 РР Публичное выступление (практическое занятие)

1

1
1
2
1

2
2

3132

Функциональные разновидности языка. Публицистический,
научный, официально-деловой стили речи

2

33

Язык художественной литературы. Разговорная
речь
Контрольная работа в форме теста по теме

1

3435

2

Тематическое планирование11 класс
№
п/п

Тема

1
2

Язык и речь. Язык и художественная литература
Тексты художественной литературы как единство
формы и содержания
Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин
«Скупой рыцарь»)
Н. Помяловский о разнообразии языка.
Основные нормы современного литературного
произношения и ударения в русском языке.

3-4
5
6

1
0

Кол-во
часов
1
1
2
1
1

7

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии

1

8

Русская лексика с точки зрения ее происхождения
и употребления.
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в
произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина,
Н. Гоголя и др. русских писателей

1

1011
12

Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в
художественной литературе»
Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический
анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа
творчества»

2

13

Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и
лексические нормы русского языка»

1

14
15

Анализ контрольной работы
Морфологические нормы как выбор вариантов
морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими
формами.
Определение рода аббревиатур. Нормы употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения
словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в
которых однородные члены связаны двойными союзами.

1
1

Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в
деловом общении
Этапы делового общения
Протокол делового общения. Телефонный этикет
в деловом общении.
Контрольная работа в форме теста по теме
«Грамматические нормы русского языка»
Анализ контрольной работы
Речевые жанры монологической речи:
доклад,
поздравительная речь, презентация
Речевые жанры диалогической речи: интервью,
научная дискуссия, политические дебаты
Признаки текста. Виды связей предложений в
тексте
1

1

9

16
17

18

19
20
21
22
23
22
23
24

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

25

Способы изложения и типы текстов. Особенности
композиции и конструктивные приемы текста.
Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

1

26
2829

Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат
Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи
А. Кони о Л. Толстом

2
1

3032
32
3335

Контрольная работа в форме теста по теме
«Функциональные разновидности языка»
Анализ контрольной работы
Защита проекта по предложенной теме

2

1
2

1
2

1
3

14

20

21

22

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».