Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001 623780 Свердловская область город Артемовский улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40 электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития МБОУ «СОШ № 6», утвержденное приказом № 78/о от 25.08.2021 года Адаптированная рабочая образовательная программа по математике начального общего образования (1-4 классы) для детей с задержкой психического развития Для реализации адаптированной рабочей программы изучения учебного предмета «Математика» на этапе начального общего образования учебным планом школы отведено 540 часов. Из них 132 часа в 1 классе, 136 часов во 2 классе, 136 часов в 3 классе, 136 часов в 4 классе. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» 1класс Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений. Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий: знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20; знание названий и обозначений операций сложения и вычитания; использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка); сравнивать группы предметов с помощью составления пар; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20; находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание); решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного. – распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая. - в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20; - использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий; - использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; - использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм); - выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал; - выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие); - производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию; - использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание); - определять длину данного отрезка; - читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; - заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий. 2 класс Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений Учащиеся должны уметь: - использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100; - использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20; - использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления; - осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них; - использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; - осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100; - решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи: а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления; б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»; в) на разностное и кратное сравнение; - измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; - узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый; - узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты; - находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника). 3 класс Личностные результаты Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметные результаты Учащиеся должны уметь: использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду); - объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица; - использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин; - использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата); - пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией; - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000; - представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком); - выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100; - осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях; - осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений; - использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений; - читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов; - решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели); - находить значения выражений в 2–4 действия; - использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач; - использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b; - строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон; - сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения; - определять время по часам с точностью до минуты; - сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму; 4 класс Личностные результаты : — Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; — Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. — Целостное восприятие окружающего мира. — Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты: — Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. — Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. — Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. — Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». — Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. — Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Предметные результаты: — Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. — Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. — Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. — Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). Содержание учебного предмета «Математика» 1 класс Общие понятия. Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления) Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами. Отношения. Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же. Числа и операции над ними. Числа от 1 до 10. Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Ноль. Число 10. Состав числа 10. Числа от 1 до 20 Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел. Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение и вычитание в пределах десяти. Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно). Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания. Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания. Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...». Сложение и вычитание чисел в пределах 20 Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.) Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин. Единицы измерения величин: сантиметр, килограмм, литр. Текстовые задачи. Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи: а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ... Элементы геометрии. Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев. Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр». Элементы алгебры. Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство. Занимательные и нестандартные задачи. Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками. 2 класс Числа и операции над ними. Числа от 1 до 100. Нумерация (16ч) Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. Сложение и вычитание чисел.(70ч) Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений. Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Алгоритмы сложения и вычитания. Умножение и деление чисел.(39ч) Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения. Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел. Величины и их измерение. Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины. Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение). Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника. Цена, количество и стоимость товара. Время. Единица времени – час. Текстовые задачи. Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется: а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления; в) разностное сравнение; Элементы геометрии. Обозначение геометрических фигур буквами. Острые и тупые углы. Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части. Элементы алгебры. Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной. Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b; Занимательные и нестандартные задачи. Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками. Итоговое повторение.(11ч) 3 класс Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) (8ч). Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Умножение и деление чисел в пределах 100 (83ч). Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Дробные числа. Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле. Числа от 1 до 1 000. Нумерация (13ч) Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел (10ч). Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел. Умножение и деление чисел в пределах 1000 (12ч). Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком». Величины и их измерение. Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь. Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины. Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы. Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние. Текстовые задачи. Решение простых и составных текстовых задач. Элементы алгебры. Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с ± b ; а ∙ х = с ± b ; а : х = с ∙ b и т.д. Занимательные и нестандартные задачи. Логические задачи. Итоговое повторение.(10ч) 4 класс Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (13 ч) Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений. Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов. Величины (18 ч) Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки. Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание (11 ч) Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: Х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217, х – 137 = 500 – 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч) Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге. В течение всего года проводится: вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий; решение задач в одно действие, раскрывающих: а) смысл арифметических действий; б) нахождение неизвестных компонентов действий; в) отношения больше, меньше, равно; г) взаимосвязь между величинами; решение задач в 2 – 4 действия; решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля. Итоговое повторение (12 ч) Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли. Решение задач изученных видов Тематическое планирование 1 класс № п\п 1 2 3 4 5 Тема Кол-во часов Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. (9ч) Учебник математики. Роль математики в жизни людей и 1 общества. Счет предметов (с использованием количественных и 1 порядковых числительных). Сравнение групп предметов. 1 Пространственные представления, взаимное расположение 1 предметов: вверху - внизу (выше - ниже), слева – справа (левее – правее). Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, 1 позже. Пространственные представления: перед, за, между, рядом. Срок 6 Сравнение групп предметов: столько же, больше, меньше 1 7 На сколько больше? На сколько меньше? Закрепление пройденного. Пространственные представления 1 Проверочная работа по теме: «Сравнение предметов» Числа от 1 до 10. Нумерация (28ч) Понятия «много», «один». Число и цифра 1 Число и цифра 2. Как получить число 2 1 Число и цифра 3. Как получить число 3 Знаки «+», «-», «=» Число и цифра 4. Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». Число и цифра 5. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Звено, вершина ломаной. Соотнесение рисунка и числового равенства.. Числа от 1 до 5 Знаки «>». «<», «=» Равенство. Неравенство Многоугольники Числа и цифры 6, 7. Числа и цифры 6, 7. Числа и цифры 8, 9. Числа и цифры 8, 9. Число 10. Запись числа 10 Числа от 1 до 10. Повторение и обобщение Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах Увеличить на… Уменьшить на… Число и цифра 0. Свойства 0 Сложение и вычитание с числом 0 Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10, число 0» Закрепление знаний по теме «Нумерация». Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10, число 0» Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10, число 0» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.(46ч) Прибавить и вычесть число 1. Прибавить и вычесть число 1. Прибавить и вычесть число 2. Слагаемые. Сумма. Задача (условие, вопрос) Составление задач на сложение, вычитание по одному рисунку. Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблицы. 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 Присчитывание и отсчитывание по 2. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач и числовых выражений Странички для любознательных Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычисления Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач. Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы. Закрепление. Состав числа. Решение задач. Дополнение условия задачи числом, постановка вопросов, запись решения задачи в таблице Прибавить и вычесть числа 1,2,3. Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть числа 1,2,3. Закрепление изученного материала. Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений. Прибавить и вычесть число 4. Закрепление изученного материала. Задачи на разностное сравнение чисел. Решение задач. Прибавить и вычесть числа 1,2,3,4. Перестановка слагаемых Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения. Прибавить числа 5,6,7,8.,9. Составление таблицы. Состав числа в пределах 10. Закрепление изученного материала. Связь между суммой и слагаемым. Связь между суммой и слагаемым. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Состав числа 6,7. Вычитание числа 6,7. Закрепление изученного. Вычитание из чисел 6,7. Состав чисел 8,9. Вычитание из чисел 8,9. Вычитание из числа 10. Вычитание из чисел 7,8,9,10. Вычитание из чисел 9,10. Сложение и вычитание чисел. Килограмм. Литр. Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание» Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание» Числа от 1 до 20. Нумерация (12ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 84 Устная нумерация чисел от 1 до 20 1 85 86 87 88 Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Дециметр. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации. Случаи сложения вида +8,+9. Таблица сложения. Решение задач и выражений. Закрепление вычислительных навыков Закрепление знаний по теме «Табличное сложение». 1 1 1 1 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 1 1 1 4 Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (28ч) Приёмы сложения однозначных чисел с переходом через 1 десяток. Случаи сложения вида +2, +3. 1 Случаи сложения вида +4. 1 Случаи сложения вида +5. 1 Случаи сложения вида +6. 1 Случаи сложения вида +7. 1 Случаи сложения вида +8, +9. 1 Таблица сложения. 1 Решение задач и выражений. 1 Подготовка к введению задач в два действия. 1 Ознакомление с задачей в два действия 1 Закрепление по теме «Числа от1 до20» 5 Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 20». Приём вычитания с переходом через десяток. Случаи вычитания 11-. Случаи вычитания 12-. Случаи вычитания 13-.. Случаи вычитания 14-. Случаи вычитания 15-. Случаи вычитания 16-. Случаи вычитания 17-,18-. Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» Итоговое повторение (9ч) Повторение знаний о нумерации. Числа от 1 до 20. Повторение знаний о нумерации. Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 2 127 128 129 130 131 132 Решение задач изученных видов. Геометрические фигуры Итоговая контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Сложение и вычитание. Решение задач. 1 1 1 1 1 Итого13 2ч 2 класс №п\ п Тема ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Количество часов НУМЕРАЦИЯ - 16ч Введение. Числа от 1 до 20 Счет предметов, запись чисел в порядке возрастания и убывания. Числа от 1 до 20 Счёт десятками Десяток. Образование и название чисел, Числа от 11 до 100. Чтение чисел, их десятичный состав. Поместное значение цифр. Запись двузначных чисел Однозначные и двузначные числа. Единицы измерения длины Миллиметр. Закрепление пройденного. Входная проверочная работа Число 100. Метр Таблица единиц измерения длины. 1 Сложение и вычитание вида 30 +5, 35-30, 35-5 Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Единицы измерения цен. Рубль. Копейка Закрепление пройденного. Чтение, запись и сравнение чисел. Контрольная работа №1 по теме «Нумерация» Работа над ошибками. Странички для любознательных Задачи обратные данной Сумма и разность отрезков 1 Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого Решение задач по чертежу или схеме 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Срок Закрепление. Решение задач по чертежу или схеме Единицы времени. Час. Минута. 1 Ломаная. Длина ломаной. Закрепление Решение задач Порядок выполнения действий. Скобки Числовые выражения. Значение числового выражения. Сравнение числовых выражений. Периметр прямоугольника. Свойства сложения. Использование свойств сложения для вычислений удобным способом. Закрепление. Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Закрепление. Решение задач и числовых выражений. Контрольная работа №2 Закрепление чему научились. Порядок выполнения действий Проект: «Математика вокруг нас». Узоры на посуде. Повторение Что узнали. Чему научились. Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания. Устные приёмы сложения вида 36+2, 36+20. Устные приёмы вычитания вида 36 – 2, 36 – 20. Устные приёмы вычислений для случаев вида 26+4 Устные приёмы вычисленийдля случаев вида 30-7 Устные приёмы вычитания вида 60 – 24 Решение задач на сравнение Решение задач. Знакомство с задачами на движение. Решение задач. Устные приёмы сложения вида 26+7. Устные приёмы вычитания вида 35 – 7. Упражнения для закрепления. Устные приёмы сложения и вычитания для изученных случаев. Упражнения для закрепления по теме «Решение задач на сравнение» Решение задач. Чему научились по теме «Устные приёмы вычислений в пределах 100» 1 1 51 Упражнения для закрепления по теме «Устные приёмы вычислений в пределах 100» 1 52 Контрольная работа №3 по теме «Устные приемы вычислений». Работа над ошибками. Странички для любознательных 1 21 .22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 53 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 59 Буквенные выражения Решение буквенных выражений Уравнение. Решение уравнений. «Устные приёмы вычислений в пределах 100». Решение буквенных выражений Закрепление. Сопоставление и решение задач по краткой записи. Проверка сложения 60 Проверка вычитания 1 61 Закрепление. Решение задач и уравнений. 1 62 Закрепление. Решение буквенных выражений и уравнений. Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание» 1 Работа над ошибками. Закрепления по теме «Сложение и вычитание» 1 54 55 56 57 58 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 1 1 1 1 Закрепления по теме «Сложение и вычитание» Письменные приёмы вычисления для случаев вида 45+23. Письменные приёмы вычисления для случаев вида 57 – 26 Повторение Письменных приемов сложения и вычитания Проверочная работа Закрепление. Решение задач Виды углов. Прямой угол Письменные приёмы вычисления для случаев вида 37+48. Письменные приёмы вычисления для случаев вида 37+53. Прямоугольник. Периметр прямоугольника Закрепление.Периметр прямоугольника. Построение прямоугольника Письменные приёмы вычисления для случаев вида 87+13. Проверочная работа Повторение письменных приемов сложения и вычитания Письменные приёмы вычисления для случаев вида 40 – 8, 32+8 Письменные приёмы вычисления для случаев вида 50 – 24 Закрепление письменных приемов сложения и вычитания Контрольная работа № 5по теме: «Письменные приёмы вычисления в пределах 100». Работа над ошибками. Странички для любознательных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 Свойства противоположных сторон прямоугольника Закрепление. Свойства противоположных сторон прямоугольника Квадрат. Определение и свойства квадрата Закрепление. Решение задач. Проект «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата Контрольная работа №6по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100». Умножение и деление - 18 ч Работа над ошибками. Умножение. Конкретный смысл умножения. Знак умножения Замена сложения умножением. Закрепление Составление и решение примеров на умножение Задачи на нахождение произведения Периметр прямоугольника Приём умножения нуля и единицы на число Приём умножения на нуль. Название чисел при умножении Решение задач Переместительное свойство умножения Проверочная работа. Решение задач. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Конкретный смысл действия деления. 1 Конкретный смысл действия деления. 1 Закрепление Задачи, раскрывающие смысл действия деления 1 Деление на равные части. Решение задач в одно действие на умножение и 1 деление. Закрепление. Название компонентов и результата деления. 1 Закрепление. Деление на 2. Название компонентов и 1 результата деления. Связь между компонентами действий. умножение и 1 деление» Странички для любознательных . 1 Умножение и деление. Табличное умножение и деление (21ч) Связь между компонентами и результатом умножения. 1 Прием деления, основанный на связи между 1 компонентами и результатом умножения. Приемы умножения и деления на 10. 1 Задачи с величинами: цена, количество, 1 стоимость. Задачи на нахождение неизвестного третьего 1 слагаемого Контрольная работа №8 по теме: 1 «Умножение и деление» 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 Работа над ошибками. Табличное умножение и деление. Умножение числа 2, умножение на 2. Табличное умножение и деление. Умножение числа 2, умножение на 2. Приёмы умножения числа 2. Деление на 2 Закрепление. Деление на 2. Закрепление . Нахождение частного. Деление на 2. 1 Закрепление решение задач делением. Проверочная работа по теме .Умножение и деление на 2. Работа над ошибками. Умножение числа 3. Умножение на 3. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3. Деление на 3 Закрепление по теме «Табличные случаи умножения и деления» Закрепление. «Табличные случаи умножения и деления» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Итоговое повторение (11часов) Повторение «Табличные случаи умножения и деления» Повторение темы: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» Тестовая работа. Повторение темы: «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100» Числа от 1до 100. Контрольная работа Работа над ошибками. Числа от 1до 100. Числовые выражения. Равенства, неравенства. Буквенные выражения. Уравнения. Свойства сложения. Табличное сложение. Решение задач. Соотношение между единицами длины, массы, времени. 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 3 класс № п\п 1 2 Тема Количество часов Сложение и вычитание (8ч) Устные и письменные приемы сложения и 1 вычитания. Устные и письменные приемы сложения и 1 Срок 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании Геометрические фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами. Работа с информацией. (Задания логического и поискового характера) Повторение пройденного: Что узнали? Чему научились? Табличное умножение и деление Связь умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числами 2,3. Четные и нечетные числа Входная контрольная работа Работа над ошибками. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Странички для любознательных. Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» Таблица умножение и деления с числом 4. Таблица Пифагора. Задачи на увеличение числа в несколько раз. 1 1 1 1 1 1 (28ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Задачи на увеличение числа в несколько раз. 1 Задачи на уменьшение числа в несколько раз. 1 Решение задач. 1 Таблица умножение и деления с числом 5 1 Задачи на кратное сравнение. 1 Задачи на кратное сравнение. 1 Таблица умножение и деления с числом 6 1 Решение задач. 1 Таблица умножение и деления с числом 7 1 Контрольная работа по теме «Табличное 1 умножение и деление» 34 Страничка для любознательных. 1 Проект «Математические сказки» 35 Повторение пройденного «Что узнали. Чему 1 научились» Табличное умножение и деление (28 ч) 36 Площадь. Сравнение площадей фигур. 1 37 Квадратный сантиметр. 1 38 Площадь прямоугольника. 1 39 Таблица умножение и деления с числом 8. 1 40 Закрепление изученного материала. 1 41 Решение задач. 1 42 Таблица умножение и деления с числом 9. 1 43 Квадратный дециметр. 1 44 Таблица умножения. Закрепление. 1 45 Квадратный метр. 1 46 Закрепление изученного материала. 1 47 Странички для любознательных. 1 48 Повторение пройденного «Что узнали. Чему 1 научились» . 49 Проверочная работа «Проверим себя и 1 оценим свои достижения» 50 Умножение на 1. 1 51 Умножение на 0. 1 52-53 Умножение и деление с числами 1 и 2 0.Деление 0 на число. 54 - Закрепление изученного. Странички для 3 55-56 любознательных . 57 Доли. 1 58 Окружность. Круг. 1 59 Диаметр окружности (круга) . 1 60 Единицы времени. Год, месяц. 1 61 Единицы времени. Сутки. 1 62 Контрольная работа по теме : « Табличное 1 умножение и деление» 63 Работа над ошибками. Странички для 1 любознательных. 64 Повторение пройденного «Что узнали. Чему 1 научились» 65 Повторение пройденного «Что узнали. Чему 1 научились» 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 92 93 94 95 96 97 98 Внетабличное умножение и деление (27ч) Умножение и деление круглых чисел. 1 Деление вида 80:20 . 1 Умножение суммы на число. 1 Приему умножения для случаев вида 23•4. 1 Умножение двузначного на однозначное 1 число. Закрепление изученного по теме 1 «Умножение двузначного на однозначное число». Закрепление изученного по теме 1 «Умножение двузначного на однозначное число» Странички для любознательных. Деление суммы на число. 1 Деление суммы на число. 1 Деление двузначного на однозначное число. 1 Делимое. Делитель. 1 Проверка деления. 1 Случаи деления вида 87:29 . 1 Проверка умножения. 1 Решение уравнений на основе связи между 1 компонентами и результатом умножения и деления. Решение уравнений на основе связи между 1 компонентами и результатом умножения и деления. Повторение пройденного «Что узнали. Чему 1 научились». Странички для любознательных. Контрольная работа по теме «Решение 1 уравнений» Работа над ошибками. Деление с остатком. 1 Деление с остатком. 1 Деление с остатком. 1 Деление с остатком. 1 Решение задач на деление с остатком. 1 Случаи деления, когда делитель больше 1 делимого. Проверка деления с остатком. 1 Повторение пройденного «Что узнали. Чему 1 научились». Проект «Задачи-расчеты» Нумерация (13 ч) Работа над ошибками. Тысяча. 1 Образование и названия трехзначных чисел. 1 Запись трехзначных чисел. 1 Письменная нумерация в пределах 100. 1 Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 1 раз. Представление трехзначных чисел в виде 1 суммы разрядных слагаемых. Письменная нумерация в пределах 1000. 1 Приемы устных вычислений. 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 Сравнение трехзначных чисел. 1 Письменная нумерация в пределах 1000. 1 Контрольная работа по теме «Нумерация в 1 пределах 1000» Работа над ошибками. Странички для 1 любознательных. Единицы массы. Грамм. 1 Повторение пройденного «Что узнали. Чему 1 научились». Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10ч) Приемы устных вычислений. 1 Приемы устных вычислений вида: 450+30, 1 620-200. Приемы устных вычислений вида: 470+80, 1 560-90. Приемы устных вычислений вида: 260+310, 1 670-140. Приемы письменных вычислений. 1 Алгоритм сложения трехзначных чисел. 1 Виды треугольников. 2 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» Работа над ошибками. Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» 1 1 Умножение и деление (12ч) Приемы устного умножения и деления. 3 Виды треугольников. Приемы письменного умножения на однозначное число. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Приемы письменного умножения на однозначное число. Приемы письменного деления на однозначное число. Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. Проверка деления. Знакомство с калькулятором. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Повторение (10ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 Итоговая контрольная работа по теме «Умножение и деление» Работа над ошибками. Повторение. Нумерация. Повторение. Сложение и вычитание. 1 Повторение. Умножение и деление. 2 Повторение. Порядок выполнения действий. Повторение. Решение задач. Повторение. Геометрические фигуры и величины. Обобщающий урок. Игра «По океану математики» 1 1 1 1 2 1 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема урока Кол-во часов Числа от 1 до 1000. Повторение. /13ч/ Нумерация. Счёт предметов. Разряды. 1 Числовые выражения. Порядок выполнения 1 действий. Сложение и вычитание. Нахождение суммы 1 нескольких слагаемых. Алгоритм письменного вычитания 1 трехзначных чисел. Приемы письменного умножения трехзначного 1 числа на однозначное. Свойства умножения. 1 Алгоритм письменного деления трехзначных 1 чисел. Приемы 1 письменного деления на однозначное число. Письменное деление трехзначных чисел на 1 однозначные числа. Деление трехзначного числа на однозначное, 1 когда в записи частного есть нуль. Знакомство со столбчатыми диаграммами. 1 Чтение и составление столбчатых диаграмм. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему 1 научились». Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1 1000. Четыре арифметических действия: сложение и вычитание». Числа, которые больше 1000. Нумерация. /11ч/ Нумерация. Разряды 1 и классы. Работа над ошибками. Чтение многозначных чисел. 1 Дата 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 3536 37 38 39 4041 42 43 44 45 4647 48 49 50 5152 53 Запись многозначных чисел. Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. Класс миллионов, класс миллиардов. Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)». Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация». Величины. /18ч/ Величины. Единица длины километр. Работа над ошибками. Таблица единиц длины. Таблица единиц длины. Закрепление. Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Таблица единиц площади. Закрепление. Определение площади с помощью палетки. Масса. Единицы массы: центнер, тонна. Таблица единиц массы. Время. Единицы времени. Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. Секунда. Век. Таблица единиц времени. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 Контрольная работа по теме «Величины». 1 Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. /11ч/ Письменные приемы сложения и вычитания 1 многозначных чисел. Работа над ошибками. Нахождение неизвестного слагаемого. 1 Нахождение неизвестного уменьшаемого, 1 неизвестного вычитаемого. Нахождение нескольких долей целого. 2 Решение задач. Сложение и вычитание значений величин. Решение задач. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа по теме «Сложение и 1 1 1 2 1 вычитание». 54 5556 57 58 59 6061 62 63 64 65 6667 68 69 70 7173 74 7576 77 78 79 80 81 82 83 8487 88 89 9091 92 Умножение и деление. /71ч/ Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. Работа над ошибками. Письменные приемы умножения. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Деление с числами 0 и 1. Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. Закрепление изученного. Решение задач. Письменные приемы деления. Решение задач. Закрепление изученного. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». Решение текстовых задач. Работа над ошибками. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Умножение числа на произведение. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Письменные приемы умножения двух чисел, оканчивающихся нулями. Решение задач на одновременное встречное движение. Перестановка и группировка множителей. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Деление числа на произведение. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. Закрепление изученного. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Контрольная работа по теме «Умножение и 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 3 1 2 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 2 1 деление на числа, оканчивающиеся нулями». Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий. Работа над ошибками. 94 Умножение числа на сумму. 95 Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. 96 Письменное умножение многозначного числа на двузначное. 97Решение задач на нахождение неизвестного по 98 двум разностям 99Письменное умножение многозначного числа 100 на трехзначное. 101 Письменное умножение многозначного числа на трехзначное. Закрепление. 102 Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. 103Повторение пройденного «Что узнали. Чему 104 научились». 105 Контрольная работа по теме «Умножение и деление двузначное и трехзначное число». 106 Письменное деление многозначного числа на двузначное. Работа над ошибками. 107 Письменное деление многозначного числа на двузначное. Деление с остатком. 108 Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. 109 Письменное деление на двузначное число. 110 Закрепление изученного. 111 Закрепление изученного. Решение задач. 112 Закрепление изученного. 113 Письменное деление на двузначное число. Закрепление. 114 Закрепление изученного. Решение задач. 115 Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». 116 Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». 117Письменное деление на трехзначное число. 120 Работа над ошибками. 121 Деление с остатком. 122Повторение пройденного «Что узнали. Чему 123 научились». 124 Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число». Итоговое повторение. /12ч/ 125 Нумерация. Работа над ошибками. 126 Выражения и уравнения. 127 Арифметические действия: сложение и вычитание. 93 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 2 1 1 1 1 128Арифметические действия: умножение и 129 деление. 130 Порядок выполнения действий. 131 Величины. 132 Геометрические фигуры. 133Задачи. 134 135 Итоговая контрольная работа « Умножение и деление, сложение и вычитание многозначных чисел» 136 Обобщающий урок-игра «В поисках клада» 2 1 1 1 2 1 1