География (ФГОС СОО)

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Артемовского городского округа ИНН 6602007205 КПП 667701001
623780 Свердловская область город Артемовский
улица Чайковского, 2 тел. (34363) 2-47-40
электронный адрес scoola6@mail.ru сайт: http://6art.uralschool.ru

Подписано цифровой подписью: Киселева
Марина Николаевна
DN: OID.1.2.840.113549.1.9.2=Server CA, E=uc_fk@roskazna.ru,
S=77 г. Москва, ИНН=007710568760, ОГРН=1047797019830,
STREET="улица Ильинка, дом 7", L=Москва, C=RU,
O=Федеральное казначейство, CN=УЦ Федерального
казначейства
Причина: Я являюсь автором этого документа
Дата: 24 Октябрь 2021 г. 17:08:20

Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования МБОУ «СОШ № 6»,
утвержденной Приказом № 82/о от 05.08.2020 года

Рабочая программа
учебного предмета
«География» (базовый уровень)
(в соответствии с ФГОС СОО)










Аннотация к рабочей программе по географии
Рабочая программа по учебному предмету «География» для
изучения на уровне среднего общего образования составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 17.05.2012 года № 413, с изменениями и дополнениями)
Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 №2/16з) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosreestr.ru/;
На основании приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования», приказа
Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28
декабря 2018 г. N 345», приказа Министерства просвещения Российской
Федерации от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, сформированный приказом министерства
просвещения российской федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»,
приказ от 18 мая 2020 г. N 249 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
сформированный приказом министерства просвещения российской
федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
Постановления Главного Государственного санитарного врача
Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189,
(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №
19993 с изменениями и дополнениями от:29 июня 2011 г., 25 декабря

2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.;
 Устава МБОУ «СОШ №6»;
 Основной образовательной программы среднего общего образования
МБОУ СОШ №6, утвержденной приказом МБОУ «СОШ №6» от
05.08.2020 года №82/о.
Программа реализуется с использованием учебника - Максаковский, В.П.
Экономическая и социальная география мира 10 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений [Текст]/ В.П. МаксаковскийМ.:Просвещение,2019
Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета
«география» (базовый уровень) на уровне среднего общего образования
учебным планом школы предусмотрено 70 часов. Из них 35 часов в 10 классе,
35часов в 11 классе.
Целями реализации программы среднего общего образования являются:
 становление и развитие личности учащегося в ее самобытности и
уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление
жизненных планов, готовность к самоопределению;
 достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
учащегося
старшего
школьного
возраста,
индивидуальной
образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.
В системе образования география как учебный предмет занимает важное
место в формировании общей картины мира, географической грамотности,
необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и
окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической
культуры, формирования собственной позиции по отношению к
географической информации, получаемой из СМИ и других источников.
География формирует географическое мышление – целостное восприятие
всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также
практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами областей общественных, естественных, математических
и гуманитарных наук.
В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и
углубленном уровнях.

Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение
общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том
числе на формирование целостного восприятия мира.
География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по
выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение
предмета отводиться 70 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому
требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей,
каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Географии
Личностные результаты:
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
 способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую
помощь;
 формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
 развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;

 экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние
природных
ресурсов;
умения
и
навыки
разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
 эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.






2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим

замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.








3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения курса "География"
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне
среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
 понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении
проблем человечества;
 определять
количественные
и
качественные
характеристики
географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений,
наблюдений, исследований;
 составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и
процессов, их территориальные взаимодействия;
 сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики
для выявления закономерностей социально-экономических, природных и
геоэкологических процессов и явлений;
 сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
 выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических
и экологических процессов и явлений на основе картографических и
статистических источников информации;

 раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных
явлений и процессов;
 выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
 выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий
и ситуаций;
 описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;
 решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее
пригодности для жизни человека;
 оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в
странах и регионах мира;
 объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;
 характеризовать географию рынка труда;
 рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и
миграции населения стран, регионов мира;
 анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей
хозяйства отдельных стран и регионов мира;
 характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и
регионов мира;
 приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
 определять принадлежность стран к одному из уровней экономического
развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
 оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников информации в современных условиях функционирования
экономики;
 оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
 оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений;
 объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и
развитие мирового хозяйства.





Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде;
сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
переводить один вид информации в другой посредством анализа
статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и
диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов;

 выделять наиболее важные экологические, социально-экономические
проблемы;
 давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям,
протекающим в географической оболочке;
 понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;
 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития;
 раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
 прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под
влиянием международных отношений;
 оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира;
 оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими
и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
 оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов
мира;
 оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
 анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
 анализировать основные направления международных исследований
малоизученных территорий;
 выявлять
особенности
современного
геополитического
и
геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;
 понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной
России;
 давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества.

Содержание учебного предмета География 10-11 класс
Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

РАЗДЕЛ I.
Современные
методы
географических
исследований.
Источники
географической
информации

География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в
географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и
социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии.
Методы
географических
исследований.
Подразделение
общегеографических
методов
на
традиционные
(описания,
картографический, сравнительногеографический, статистический) и
новые (математический, математико-географического моделирования,
дистанционноаэрокосмический,
геоинформационный).
Методы
физической и социально-экономической географии. Источники
географической информации. Географическая карта как важнейший
универсальный источник информации. Переход от бумажной — к
машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых
систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной
системе (ГИС). Структура учебника. Как работать с учебником.
Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий
её формирования. Изменения политического облика мира на рубеже
XX—XXI вв. Количественные и качественные сдвиги на карте мира.
Распад СССР (1991 г.) — эпохальное событие на политической карте
мира последних десятилетий. Региональные и локальные конфликты
Территория и границы государства. Делимитация и демаркация границ.
Международные территории и территории с неопределённым статусом.
Группировка стран мира. Формы правления государств —
монархическая и республиканская. Формы административнотерриториального устройства — унитарные и федеративные
государства. Основные типы стран; критерии их выделения
Территориальная дифференциация политических явлений и процессов.
Понятие о политической географии. Политико-географическое
положение стран и регионов. Основные политические и военные союзы
в современном мире. Геополитика. Организация Объединённых Наций,
её структура и роль в современном мире. Специфика России как
евразийской страны

Систематизировать информацию . Отбирать и анализировать
статистические показатели, используя материалы учебника, ресурсов
библиотек и Интернета, и оценивать достоверность информации.
Контролировать время и оценивать правильность выполнения своих
действий. Аргументировать и отстаивать свою точку зрения,
сотрудничать при выработке общего решения. Отбирать,
интерпретировать и представлять информацию в разных формах
(тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор).
Формулировать собственное мнение.

РАЗДЕЛ II.
Политическая
карта мира.

Объяснять и оценивать изменения на политической карте мира.
Составлять таблицу «Этапы формирования политической карты мира».
Наносить на контурную карту страны, образовавшиеся в результате
распада
СССР
и
мировой
социалистической
системы
Систематизировать информацию о территории, границах, формах
правления и государственного устройства стран мира. Составлять
таблицу «Государственный строй стран мира». Представлять
информацию в вербальном и невербальном виде (сообщения,
диаграммы, картосхемы, электронные презентации). Наносить на
контурную карту крупнейшие по площади и населению страны мира и
их столицы Характеризовать политико-географическое положение
стран и регионов. Оценивать текущие геополитические процессы в
мире на основе материала учебника, ресурсов библиотек и Интернета.
Характеризовать основные геополитические проблемы, определять
причины их возникновения и последствия развития. Отбирать,
интерпретировать и представлять информацию в разных формах
(тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор).
Выявлять и обсуждать в группе роль и место России в наиболее

значимых геополитических ситуациях современности. Отличать факты
от суждений, мнений, оценок. Формулировать собственное мнение,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения, сотрудничать при
выработке общего решения
РАЗДЕЛ III.
Природа и
человек в
современном
мире

Многозначность понятия «ресурсы». Связь природных и экономических
ресурсов. Человек как связующее звено между ними. Роль природных
ресурсов в жизни общества. Виды природных ресурсов,
ресурообеспеченность. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы.
Минеральные ресурсы. Обеспеченность стран стратегическими
ресурсами — нефтью, газом, ураном, рудными ископаемыми и др.
Природно-ресурсный потенциал России Земельные ресурсы. Структура
земельного фонда мира. Изменение площади обрабатываемых земель.
Опустынивание. Водные ресурсы. Обеспеченность человечества
пресной водой, понятие о «водном голоде» на планете.
Гидроэнергоресурсы
Земли,
перспективы
их использования.
Биологические ресурсы. Лесные ресурсы, их размещение по регионам и
странам; масштабы обезлесения. Климатические и космические
ресурсы. Солнечная и ветровая энергия. Агроклиматические ресурсы.
Рекреационные ресурсы — основа отдыха и туризма. Роль природных
ресурсов Мирового океана в жизни человечества; марикультура Другие
виды природных ресурсов. Истощение природных ресурсов.
Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и
последствия. Решение природных проблем. Ресурсосберегающая,
малоотходная и энергосберегающая технологии. Утилизация
вторичного сырья. Возможности России в развитии прогрессивных
технологий.
Географическое
ресурсоведение
и
геоэкология.
Геоэкологический мониторинг. Природоохранная деятельность и
экологическая политика

Устанавливать местонахождение (с указанием государственной
принадлежности) интенсивно осваиваемых в настоящее время: а)
пустынных и полупустынных районов Азии, Африки и Австралии;
б)арктических и субарктических территорий; в) предгорных и горных
районов мира; г) территорий, занятых влажными тропическими лесами
и саваннами; д) шельфовых акваторий Мирового океана. Подбирать и
систематизировать информацию, строить поисковый запрос по
изучаемой теме. Устанавливать с помощью географических карт
страны, располагающие наиболее широким ассортиментом природных
ресурсов. Составлять конспективносправочную таблицу с примерами
ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных
стран. Определять по формуле ресурсообеспеченность (общую и на
душу населения) конкретных стран каким-либо видом природных
ресурсов. Осуществлять поиск статистической информации в
Интернете, оценивать её достоверность. Составлять картосхему
крупнейших нефтегазоносных провинций мира. Определять с помощью
почвенной карты мира страны и регионы, обладающие наиболее
плодородными почвами. Составлять сравнительную характеристику
обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
Выявлять масштабы опустынивания, используя интернет ресурсы и
космические снимки. Устанавливать с помощью различных источников
информации обеспеченность крупных регионов мира ресурсами
пресной
воды.
Составлять
сравнительную
характеристику
гидроэнергетического потенциала крупных регионов мира. Составлять
классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».
Оценивать обеспеченность отдельных стран минеральными ресурсами.
Формулировать выводы о роли природных ресурсов в жизни
человечества. Представлять информацию в виде сообщений и
презентаций. Обсуждать в группах проблемы рационального
использования природных ресурсов и применения сберегающих
технологий. Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения

РАЗДЕЛ IV.
Население мира

Рост численности населения Земли — от медленного до ускоренного.
Воспроизводство населения. Суть и причины «демографического
взрыва» в ХХ в. Численность и размещение населения в разных регионах
и странах мира. Депопуляционные процессы в развитых странах. Теория
демографического перехода. Демографическая ситуация в России.
Демографическая политика регионах и странах мира. Депопуляционные
процессы в развитых странах. Теория демографического перехода.
Демографическая ситуация в России. Демографическая политика
Возрастно-половой состав населения мира. Расовый, этнический,
языковой, социальный состав населения мира, крупных стран и регионов
мира. Депопуляционные процессы в развитых странах. Теория
демографического перехода. Демографическая ситуация в России.
Демографическая политика. Особенности уровня и качества жизни
населения в разных странах и регионах мира. Индекс развития
человеческого потенциала (ИРЧП) Занятость населения мира, крупных
стран и регионов. Расселение населения. Понятие об урбанизации.
Уровни и темпы урбанизации. Специфика городских и сельских
поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов
мира. Влияние урбанизации на окружающую среду. Судьба
мегалополисов Размещение и плотность населения. Миграции населения
— внутренние и внешние. Современные миграционные процессы в мире.
Основные миграционные потоки. Проблема социальной адаптации
иммигрантов в разных странах мира и в России. Понятие
мультикультурализма

Объяснять динамику численности населения мира в разные
исторические периоды. Строить столбиковую диаграмму «Рост
численности населения Земли от древности до наших дней». Выявлять
особенности размещения населения в разных регионах и странах мира.
Сравнивать процессы воспроизводства населения в разных регионах
мира. Прогнозировать тенденции и последствия изменения
демографической ситуации на основе анализа статистических данных
Определять по статистическим данным возрастной и половой состав
населения стран мира. Сравнивать и объяснять различия между
возрастнополовыми пирамидами стран первого и второго типов
воспроизводства на первого и второго типов воспроизводства
населения. Устанавливать с помощью географических карт ареалы
проживания крупнейших ресурсы библиотек и Интернета и оценивать
достоверность информации Сравнивать структуру занятости
экономически активного населения в крупных странах и регионах мира.
Оценивать тенденции изменения структуры занятости населения в
экономиках различных стран мира на основе статистических данных.
Выявлять закономерности развития и размещения городского и
сельского населения. Строить на контурной карте мира картодиаграмму
численности городского населения крупных регионов мира. Объяснять
различия в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий.
Составлять таблицу ведущих признаков понятия «урбанизация».
Оценивать влияние урбанизации на окружающую среду. Наносить на
контурную карту крупнейшие городские агломерации мира.
Устанавливать с помощью географических карт регионы с высокой
плотностью населения; объяснять причины их возникновения.
Выявлять виды экстремальных условий, неблагоприятных для
расселения населения. Устанавливать с помощью географических карт
и объяснять направления основных миграционных потоков. Объяснять
влияние миграций на рынок труда. Характеризовать миграционные
процессы на примере отдельных стран и регионов. Отбирать и
систематизировать информацию о социальной адаптации иммигрантов
в разных странах мира и в России. Анализировать эту проблему,
используя разные источники информации. Отличать факты от
суждений, мнений, оценок. Формулировать предложения по решению
проблемы, обсуждать их в группе. Аргументировать и отстаивать свою
точку зрения, сотрудничать при выработке общего решения. Составлять
словарик новых терминов по изученной теме.

РАЗДЕЛ V.
География
мирового
хозяйства.
Мировое
хозяйство.
География
промышленности.
Сельское
хозяйство.
Транспорт
Международные
экономические
отношения

Понятие о научнотехнической революции (НТР); её характерные черты
и составные части. Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная
структура мировой экономики. Динамика и тенденции её развития в
начале XXI в. Факторы размещения производительных сил. Четыре
сектора мировой экономики. Воздействие НТР на отраслевую структуру
материального производства. Пространственные модели мирового
хозяйства.
Территориальная
структура
мирового
хозяйства.
Региональная политика Экономическая и социальная неоднородность
мира. Типы стран. Государства аграрные, аграрно-сырьевые,
индустриальные, постиндустриальные. Развитые и развивающиеся
страны. Государства — центры экономической мощи и «аутсайдеры»;
«полюсы» бедности; высокоразвитые страны Западной Европы; страны
переселенческого типа; новые индустриальные страны; страны внешне
ориентированного развития. Экономические и социальные контрасты
Отрасли мировой экономики. Добывающая и обрабатывающая
промышленность.
Сельское
хозяйство:
растениеводство
и
животноводство. Понятие «зелёная революция». Сельское хозяйство и
окружающая среда. Географические различия в мировой транспортной
системе. Транспорт и окружающая среда. Всемирные экономические
отношения. Мировая торговля. Мировой рынок Отрасли мировой
экономики. Добывающая и обрабатывающая промышленность.
Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Понятие
«зелёная революция». Сельское хозяйство и окружающая среда.
Географические различия в мировой транспортной системе. Транспорт и
окружающая среда. Всемирные экономические отношения. Мировая
торговля.
Мировой рынок Экономическая интеграция как
сотрудничество национальных экономик разных стран. Крупнейшие
международные отраслевые и региональные союзы в экономической
сфере (ЕС, НАФТА, АСЕАН). Крупнейшие мировые фирмы и
транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи —
экономические,
научно-технические.
Производственное
сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ).
Международная торговля — основные направления и структура.
Главные центры мировой торговли. Глобализация мировой экономики.
Место России в глобальной экономике

Анализировать динамику функциональной структуры мировой
экономики на протяжении исторического периода. Представлять
информацию о структуре мировой экономики в виде схемы или
диаграммы. Сравнивать функциональную и отраслевую структуру
экономик различных стран мира на основе статистических данных.
Составлять таблицу «Главные направления развития производства в
эпоху НТР». Наносить на контурную карту главные центры мирового
хозяйства. Обсуждать тенденции изменения и перспективы развития
структуры мировой экономики Объяснять различия в темпах и уровнях
экономического развития стран и регионов мира. Характеризовать
различные социально-экономические модели на примерах типичных
стран мира. Составлять таблицу, отражающую связь уровня социальноэкономического развития страны с функциональной структурой
национальной экономики. Выявлять географические аспекты
экономической и социальной неоднородности стран и регионов мира,
используя статистические данные и географические карты. Объяснять
статистические показатели, характеризующие экономику стран и
регионов. Характеризовать типологические группы стран («развитые
страны», «развивающиеся страны», «новые индустриальные страны»).
Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый
запрос по изучаемой теме. Отображать и комментировать информацию
о центрах экономической мощи в мире в картографической и / или
табличной форме. Характеризовать отрасли мировой экономики,
отмечая их специфические черты. Объяснять факторы размещения
отраслей, используя географические карты. Сравнивать страны мира по
показателю душевого потребления первичных энергоресурсов.
Выделять первую десятку стран-лидеров в добыче и производстве
основных видов продукции (нефти, газа, производстве электроэнергии,
выплавке
металла).
Характеризовать
основные
нефтяные,
железорудные мосты, газопроводы. Составлять характеристику
отдельных отраслей, используя типовой план характеристики отрасли
мирового хозяйства, карт атласа, Интернета. Составлять таблицу
«Группировка стран мира по уровню развития машиностроения».
Выделять страны — лидеры по производству основных видов
сельскохозяйственной продукции, используя географические карты,
статистический материал. Характеризовать состав и основные черты
размещения сухопутного, водного и воздушного транспорта мира.
Сравнивать страны мира по показателю обеспеченности транспортной
сетью. Составлять диаграмму «Страны, занимающие первое — третье
места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной

продукции». Определять по различным источникам информации
главные страны — экспортёры промышленной и сельскохозяйственной
продукции.
Составлять
таблицу,
отражающую
воздействие
промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую
среду. Устанавливать зависимость специализации районов (стран) в
международном и межрайонном географическом разделении труда от
особенностей их природных условий и ресурсов. Выявлять основные
мировые промышленные районы и центры; основные районы зернового
хозяйства мира; крупнейшие мировые транспортные узлы
(железнодорожные, морские, воздушные). Представлять информацию в
виде картосхем (наносить на контурную карту) и обоснований в устной
или
письменной
(тезисы,
справки
форме.
Объяснять
последовательность логических операций, аргументируя и оценивая
правильность своих действий. Определять страны — экспортёры и
импортёры основных видов промышленной и сельскохозяйственной
продукции и главных видов сырья; страны, предоставляющие
банковские и другие виды международных услуг; районы
международного туризма и отдыха. Использовать материалы учебника,
ресурсы библиотек и Интернета, оценивать достоверность информации.
Объяснять факторы специализации стран и регионов мира и определять
их участие в международном географическом разделении труда
Характеризовать различные формы мирохозяйственных связей.
Объяснять причины возникновения международных отраслевых и
региональных союзов. Наносить на контурную карту региональные
экономические группировки. Систематизировать информацию о
крупнейших мировых фирмах и ТНК в табличной форме. Строить
поисковые запросы по изучаемой теме. Характеризовать основные
направления и структуру международной торговли. Наносить на
контурную карту главные центры мировой торговли, первые десять
стран по объёму внешней торговли. Показывать на контурной карте
крупнейшие международные двусторонние товарные потоки.
Использовать материалы СМИ, Интернета, GPS-навигатора, ГИС для
сбора и обобщения информации о мировом рынке капитала. Оценивать
тенденции создания единых энергетических, транспортных,
информационных систем в мировой экономике. Оценивать по
статистическим данным и тематическим картам место и роль России в
мировой торговле.) Подготавливать и обсуждать учебные проекты в
рамках изучаемой темы. Планировать пути и оценивать необходимый
ресурс для достижения поставленной цели. Контролировать время и
оценивать правильность выполнения своих действий. Аргументировать

и отстаивать свою точку зрения, сотрудничать при выработке общего
решения

РАЗДЕЛ VI.
Регионы и
страны:
Зарубежная
Европа
Зарубежная Азия
Африка
Северная
Америка
Латинская
Америка
Австралия и
Океания

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального
деления мира. Культурно исторические регионы мира, их основные
характеристики. Многообразие стран. Различия стран современного
мира по размерам территории, численности населения, особенностям
населения и географического положения. Экономические и социальные
контрасты Специфические и типологические черты стран и регионов,
играющие видную роль в функциональном механизме мировой
политики и экономики. Зарубежная Европа: территория, границы,
географическое положение, природные условия и ресурсы, население.
Хозяйство: место в мире, различия между странами. Географический
рисунок расселения и хозяйства. Регионы Западной Европы и
Центрально- Восточной Европы. Германия, Великобритания, Франция.
Общая характеристика зарубежной Азии. Межэтнические и религиозные
конфликты. Роль региона в мировом хозяйстве. КНР, Япония. Регионы
Юго-Восточной, Южной (Индия), Юго-Западной Азии. Общая
характеристика Африки. Континентальный тип отраслевой структуры
хозяйства. Монокультурная специализация хозяйства. Субрегионы
Северной и Тропической Африки. ЮАР — страна с двойной
экономикой. Общая характеристика США. Городские агломерации и
мегалополисы. Североамериканский тип транспортной системы.
Промышленные районы и пояса США. Макрорегионы США. Канада.
Общая характеристика Латинской Америки. Латиноамериканский тип
города. Понятие «ложная урбанизация». Страны Латинской Америки
(Бразилия, Мексика). Австралия и Океания. Российская Федерация и
постсоветский регион. Общие географические характеристики стран (по
выбору

Объяснять
критерии
выделения
географических
регионов.
Характеризовать культурно исторические регионы мира (Лондон,
Париж и др.). Готовить проект «Двухнедельные каникулы в зарубежной
Европе». Определять различия стран современного мира по размерам
территории, численности населения, особенностям населения,
географического положения. Создавать ментальные карты стран и
регионов мира. Представлять информацию в табличной или
картографической форме Определять социально-экономические
параметры развития конкретных стран. Обсуждать в группах
географические аспекты проблем, связанных с ролью различных стран
в системе мировой экономики и политики. Оценивать природно-,
политико- и экономико-географическое положение отдельных стран
мира (имеющих выход к морю и внутриконтинентальных), используя
географические карты. Отбирать и анализировать статистические
показатели, используя материалы учебника, ресурсов библиотек и
Интернета, и оценивать достоверность информации. Составлять
социально-экономическую
характеристику
отдельной
страны.
Определять роль страны в функциональном механизме мировой
политики и экономики. Строить картодиаграмму «Доля индейцев в
населении отдельных стран Латинской Америки» на контурной карте.
Составлять таблицу «Уровень урбанизации в странах зарубежной
Азии». Сопоставлять страны (регионы) по богатству и разнообразию
топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Наносить на
контурную карту главные страны, специализирующиеся на
производстве, добыче и экспорте основных видов промышленной и
сельско-хозяйственной продукции. Строить столбиковую и круговую
диаграммы, показывающие долю страны в мировом промышленном и
сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции;
проводить анализ. Составлять таблицу «Главные районы чёрной
металлургии США». Наносить на контурную карту главные
промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные
магистрали и морские порты региона (страны). Сопоставлять по
экономической мощи (общий объём ВВП) ведущие страны мира,
представляя информацию в виде столбиковой диаграммы. Составлять
характеристику
природных
предпосылок
для
развития
промышленности
конкретной
страны.
Составлять
таблицу

РАЗДЕЛ VII.
Россия в
современном
мире

Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных
лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Участие
России в международных организациях. Россия и глобальный
миропорядок. Место России в мировом природно-ресурсном
потенциале. Россия в мировой территории, в мировых ресурсах
полезных ископаемых. Природные условия России для жизни людей.
Экологическая обстановка в России. Место России в населении мира.
Ухудшение демографической обстановки в постсоветский период
времени, нарушенная половозрастная структура населения, низкая
средняя плотность населения, медленные темпы урбанизации.
Экономика России на мировом фоне. Два этапа в её развитии в
постсоветский период времени. Россия в первой десятке крупнейших
экономик мира. «Узкие места» в развитии экономики России: низкая
конкурентоспособность, ярко выраженный топливно-сырьевой уклон,
отставание в развитии высокотехнологичных производств, наличие
сильных территориальных диспропорций. Место России в
промышленности мира. Лидирующее положение России в отраслях
топливно-энергетического комплекса. Прочные позиции России в
мировой горнодобывающей промышленности и в отраслях
обрабатывающей промышленности «нижнего этажа». Отставание
России в отраслях обрабатывающей промышленности «верхнего этажа»
- машиностроении и химии органического синтеза. Место России в

«Классификация стран Африки по степени их богатства полезными
ископаемыми». Анализировать (по картам атласа) экономическую
специализацию конкретных стран в мировой экономике, обосновывая
её предпосылки и используя материалы учебника, ресурсов библиотек
и Интернета. Составлять и анализировать таблицу «Черты сходства и
различий между Мексикой, Бразилией и Аргентиной». Составлять
комплексную географическую характеристику стран разных типов и
крупных регионов мира, отмечая их географическую специфику, в
устной или письменной (тезисы, справки) форме. Отбирать и
представлять информацию о странах мира в виде электронных
презентаций. Готовить учебный проект «Переброска речного стока в
Африке». Разрабатывать индивидуальные проекты путешествий
«Экскурсия по Китаю», «Путешествия по США», «Путешествие на
автомашине по Панамериканскому шоссе». Планировать пути и
оценивать необходимый ресурс для достижения поставленной цели.
Контролировать время и оценивать правильность выполнения своих
действий. Аргументировать и отстаивать свою точку зрения,
сотрудничать при выработке общего решения
Объяснять
критерии
выделения
географических
регионов.
Характеризовать культурно исторические регионы страны. Оценивать
по статистическим данным и тематическим картам место и роль России
в мировой торговле. Подготавливать и обсуждать учебные проекты в
рамках изучаемой темы. Планировать пути и оценивать необходимый
ресурс для достижения поставленной цели. Отбирать и анализировать
статистические показатели, используя материалы учебника, ресурсов
библиотек и Интернета, и оценивать достоверность информации.
Контролировать время и оценивать правильность выполнения своих
действий. Аргументировать и отстаивать свою точку зрения,
сотрудничать при выработке общего решения

Раздел VIII.
Географические
аспекты
современных
глобальных
проблем
человечества

мировом сельском хозяйстве – в растениеводстве и животноводстве.
Место России в мировом транспорте. Более сильные позиции России в
железнодорожном и трубопроводном транспорте, более слабые – в
автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные
направления международной транспортной инфраструктуры для
транспортировки нефти и природного газа. Россия в международных
экономических отношениях – мировой торговле и мировых финансовых
связях. Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития
человеческого потенциала и его составляющие. Высокое положение
России в мире в сфере образования. Менее выгодное положение России
в мире в сфере материального благосостояния. Невысокие показатели
России в мире в сфере здоровья и долголетия. Перспективы развития
России до 2020 г. «Стратегия 2020» и её задачи в сфере экономической
модернизации и перехода на инновационный путь развития. Ускорение
темпов
экономического
роста,
технико-технологическое
перевооружение всего хозяйства, перестройка отраслевой и
территориальной структуры хозяйства – как главные пути к повышению
качества жизни. Необходимость новой индустриализации
Глобальные процессы и человечество. Континентальные, региональные,
зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о
глобальных проблемах современности — естественно-научных и
общественных. Старые и новые глобальные проблемы Энергетическая,
сырьевая,
продовольственная,
демографическая,
экологическая
проблемы. Проблемы мира и разоружения, международного терроризма.
Проблема отсталости. Характер, масштабы, острота, региональные
проявления глобальных проблем Геоэкология — фокус глобальных
проблем человечества. Общие и специфические экологические
проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем
человечества, наиболее прочные звенья, связывающие их воедино.
Возможные пути решения (смягчения) глобальных проблем. Стратегия
устойчивого развития: понятие, главные компоненты. Место и роль
России в появлении, обострении и возможном решении («смягчении»)
отдельных глобальных проблем. Необходимость переоценки
человечеством некоторых ранее устоявшихся экономических,
политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль
географии в исследовании глобальных проблем человечества

Систематизировать информацию о проявлении глобальных процессов
разного уровня. Объяснять критерии выделения и причины
возникновения глобальных проблем человечества. Строить поисковые
запросы по изучаемой теме Характеризовать масштабы и остроту
приоритетных глобальных проблем. Составлять характеристику
географических аспектов глобальных проблем человечества. Строить
логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения;
составлять графический конспект темы. Составлять графическую схему
«Альтернативные источники энергии», комментировать её, объясняя
преимущества альтернативных источников перед традиционными.
Отбирать из разных источников информацию о развитии атомной
энергетики в современном мире. Формировать собственную позицию
по перспективам развития отрасли и путям решения имеющихся
проблем. Отбирать информацию для подготовки реферата на тему «На
пути к безъядерному и безопасному миру». Составлять схему «Факторы
и формы воздействия общества на окружающую среду». Готовить
проекты, отражающие демографический портрет планеты в наши дни и
в середине XXI в. и демонстрирующие взаимосвязь проблемы
преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными
проблемами человечества. Обсуждать в группах разные точки зрения,
аргументировать и отстаивать свою позицию, сотрудничать при
выработке общего решения. Применять полученные знания,

разнообразные источники географической информации для подготовки
и проведения диспута на тему «Проблемы здоровья и долголетия
человека». Формулировать и обосновывать полученные выводы.
Представлять в графической, справочно-табличной или табличной
формах информацию (с комментариями) о наименее развитых странах
современного мира (по объёму ВВП на душу населения). Сравнивать
остроту продовольственной проблемы в разных странах мира на основе
данных о калорийности питательного рациона населения отдельных
стран. Создавать устное или письменное высказывание / текст (тезисы,
сообщение, реферат, доклад, обзор) об общих и специфических
экологических проблемах разных регионов Земли. Отмечать
социально-экономические аспекты экологических проблем. Составлять
графическую схему взаимосвязей глобальных проблем человечества с
письменным / устным объяснением характера. Составлять
конспективносправочную таблицу «Характеристика глобальных
проблем человечества»

Тематическое планирование «Экономическая и социальная география мира»
10 класс
Всего уроков – 35

Контрольных тестов – 5

Практических работ – 6

№ Тема
п/п

1

2

3
4
5

6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Введение (1 час
Инструктаж по технике безопасности на уроке географии. Экономическая и
социальная география как наука, ее место в системе географических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (33 часа)
Современная политическая карта мира ( 5 часов)
Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира.
Практическая работа №1. Составление систематизирующей таблицы
«Государственный строй стран мира»
Влияние международных отношений на политическую карту мира
Государственный строй стран мира
Понятие о политической географии и геополитике. Политико-географическое
положение.
Практическая работа №2. Характеристика политико-географического
положения страны. Его изменение во времени.
Контрольная работа по теме «Современная политическая карта мира »
Природа и человек в современном мире (6 часов)
Проблемы взаимодействия общества и природы
Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные
ресурсы и расчет обеспеченности ими.
Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран мира
География водных ресурсов суши. Биологические ресурсы
Ресурсы Мирового океана. Рекреационные ресурсы, их виды
Практическая работа № 3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран
(регионов) мира (по выбору).
Загрязнение и охрана окружающей среды. Географическое ресурсоведение и
геоэкология
Контрольная работа по теме «Природа и человек в современном мире»
География населения мира (6 часов)
Численность и воспроизводство населения
Состав(структура) населения
Размещение и миграция населения
Городское и сельское население. Урбанизация
Качество население как комплексное понятие. География населения.
Практическая работа №4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов
стран и регионов мира.
Контрольная работа по теме «География населения мира»
Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 часов )
Характеристика научно-технической революции
Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение
труда
Основные пространственные модели мирового хозяйства
Территориальная структура хозяйства стран разного типа. Региональная политика
Факторы размещения производительных сил.
.Практическая работа №5. Сравнительная характеристика ведущих факторов
размещения
производительных сил.

Колво
часов
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34
35

Контрольная работа по теме «НТР и мировое хозяйство»
География отраслей мирового хозяйства (10 часов)
География промышленности
Топливно-энергетический комплекс мира
Мировая электроэнергетика
Мировая горнодобывающая промышленность
Металлургическая промышленность. Машиностроение.
Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Легкая промышленность.
Практическая работа №6. Составление экономико-географической
характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
География сельского хозяйства и рыболовства
География транспорта мира
Основные формы всемирных экономических отношений
Итоговое тестирование по курсу географии за 10 класс
Урок- обобщения

11 класс
Всего уроков – 35

Контрольных тестов – 6

8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Практических работ – 4

№ Тема
п/п

1
2
3
4
5
6
7

1

Часть II. Региональная характеристика мира
Тема 6. Зарубежная Европа 109часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы.
ЭГП. Природные ресурсы Европы
Население Зарубежной Европы
Хозяйство стран Европы. Промышленность
Сельское хозяйство. Транспорт и туризм региона
Географический рисунок расселения и хозяйства
Субрегионы и страны Зарубежной Европы. ФРГ.
Практическая работа №1 Составление ЭГХ страны (по выбору учащихся)
Франция. Италия. Великобритания.
Практическая работа №1 Составление ЭГХ страны (по выбору учащихся)
Микросударства Зарубежной Европы.
Практическая работа №1. Составление ЭГХ страны (по выбору учащихся)
Урок-зачет по теме «Зарубежная Европа». Тестирование
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия (7 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии
Хозяйство
Китай
Япония.
Практическая работа №2 Составление картосхемы, отражающей
Международные экономические связи Японии
Индия
Австралия
Итоговый урок по теме «Зарубежная Азия»
Тема 8. Африка (3 часа)
Общая характеристика Африки
Субрегионы Северная и Тропическая Африка
Урок-зачет по теме «Африка». Тестирование

Колво
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тема 9. Северная Америка (6 часов)
ЭГП США. Население.
Общая характеристика хозяйства
Общая характеристика хозяйства
Макрорайоны США.
Практическая работа №3 Влияние природных факторов на развитие
хозяйства макрорегионов США
Канада
Урок-зачет по теме «Северная Америка». Тестирование
Тема 10. Латинская Америка (4 часа)
Общая характеристика Латинской Америки
Хозяйство
Различия регионов Латинской Америки. Бразилия.
Практическая работа №4 Составление ЭГХ стран Латинской Америки
Урок-зачет по теме «Латинская Америка». Тестирование
Тема 11. Россия в современном мире (2 часа)
Место России в мировой политике, в мировом природно- ресурсном и людском
потенциале
Место России в мировом хозяйстве
Глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы человечества
Стратегия устойчивого развития Итоговое тестирование

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».